Исаакиевский собор. Слово о музее:

Культура Ваш отзыв

К вопросу о недопустимости передачи Исаакиевского собора

Санкт-Петербургской епархии

 

Исаакиевский соборОбозначенное в обращении к губернатору Г.С. Полтавченко стремление митрополита Варсонофия получить в ведение Петербургской епархии Русской православной церкви Московского патриархата Исаакиевский собор, вызвав широкое общественное обсуждение, до сих пор, однако, не нашло какого бы то ни было отклика в музейной среде города и всей страны. Многие средства массовой информации, рассказывая о сложившейся ситуации, представляют дело как спор двух хозяйствующих субъектов за здание храма, в то время как на самом деле реализация идеи главы епархии станет означать ликвидацию одного из субъектов – уничтожение музея. Самая постановка такого вопроса в XXI веке и отсутствие внятной и однозначной реакции со стороны отечественного и международного музейного сообщества не только удивительны сами по себе, но свидетельствуют о необходимости дать ясное представление об истории управления Исаакиевским собором в XIX – начале XX вв., тем самым показав необоснованность претензий митрополита, и рассказать о причинах и путях музеефикации памятника в 1920–1930-е годы, подчеркнув значение музея для всего культурного пространства Ленинграда-Петербурга. Это попытка прорвать странную тишину, сковавшую музейный мир сегодня.

После освящения Исаакия в 1858 году управление им продолжала осуществлять ведавшая возведением храма Комиссия о построении Исаакиевского собора, которая получала средства на поддержание здания из Государственного казначейства. С 1864 года заведование собором перешло Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями, а с 1878 года – Министерству внутренних дел. Образованное для управления храмом техническо-художественное совещание под председательством специального инспектора получало финансирование за счет средств министерства, и лишь причт собора содержался из ассигнований по смете Синода. Таким образом, содержание и надзор за состоянием храма в имперской России входили в круг обязанностей государственных гражданских, а не религиозных институтов, здание рассматривалось как общенародное достояние, как памятник, требующий государственной опеки, а не только как церковь.

Революционные события привнесли изменения и в жизнь Исаакиевского собора. На рубеже 1917–1918 гг. управление храмом формально перешло к Народному комиссариату государственных имуществ РСФСР (с июля 1918 года – к Наркомпросу), в реальности здание оказалось в ведении приходской общины, не имевшей достаточных денежных средств для его поддержания.

В то же время охватившая страну после публикации Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви череда мероприятий по национализации церковного имущества поставила перед научной общественностью вопрос о необходимости скорейшей музеефикации церковных памятников. В 1919 – начале 1920-х гг. создаются первые музеи-монастыри (в Троице-Сергиевой лавре, в Тихвинском и Симоновом монастырях) и музеи-храмы (Петропавловский собор-музей в Петрограде). Члены Общества «Старый Петербург», стремясь сохранить выдающиеся памятники прошлого, в 1923-1924 гг. в переписке с руководителями городских ведомств сформулировали основной принцип музеефикации культовой архитектуры – музеефицировать «не отдельные, случайно сохранившиеся части памятника, но сохранять его целиком, как полноценный ансамбль, каким он был задуман и осуществлен, и каким только и сохраняет свое художественное и историческое значение…». Необходимость сберечь церковные памятники в их целостности ясно осознавал начальник Ленинградского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских А.П. Удаленков. Именно он в 1925 году, обратив внимание на аварийное состояние, в которое пришёл Исаакиевский собор (протечки, плесень на стенах и т.п.) под руководством сменявших друг друга настоятелей из числа так называемых «обновленцев» (представителей православной церкви, горячо приветствовавших советскую власть и активно сотрудничавших с её органами), выступил идеологом музеефикации храма. Подчёркивая, что церковная община «не способствует сохранению здания собора», ровно 90 лет назад А.П. Удаленков писал: «Ремонт и поддержание таких художественно-исторических архитектурных памятников мирового значения как Исаакиевский и Смольный соборы посильны только государству».

В соответствии с постановлением ВЦИК от 18 июня 1928 года, здание Исаакиевского собора было передано в исключительное пользование Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями (Главнауки) Народного комиссариата просвещения «в качестве музейного памятника». Подготовить экспозицию для открытия будущего музея в здании должны были сотрудники Ленинградских государственных реставрационных мастерских во главе с А.П. Удаленковым. Из нескольких ленинградских музеев в Исаакий были переданы экспонаты, связанные с историей строительства храма и именами его создателей. Они и сегодня составляют фонды музея-памятника (одних только чертежей – 96, а ещё скульптурные портреты, макеты, мозаики). Начались и неотложные реставрационные работы, руководство которыми взял на себя архитектор Н.П. Никитин, в 1939 году опубликовавший блестящее исследование по истории проектирования и строительства храма. В 1931 году в здании стал действовать «Государственный антирелигиозный музей (бывший Исаакиевский собор)», «гвоздём» экспозиции которого являлась демонстрация маятника Фуко, что, без сомнения, способствовало росту общего уровня культуры населения. Но основная заслуга созданного музея в сохранении самого здания собора, в проведении научно-исследовательских и реставрационных работ. Так, в 1934 году директор музея Н.Н. Глебов привлёк к реставрации малахитовых колонн главного иконостаса собора брата своей жены, выдающегося русского художника-авангардиста П.Н. Филонова, остро нуждавшегося в тот период. Художник делал гипсовые вставки в местах утрат малахитовых пластин и закрашивал их зелёной краской. П.Н. Филонов умрёт в блокадном Ленинграде, Н.Н. Глебова арестуют в 1938-м, через десять лет он погибнет в лагере – судьба музейщиков, пытавшихся хоть как-то сохранить величественный памятник архитектуры в то непростое время.

Поистине героические усилия для того, чтобы сберечь убранство Исаакия, пришлось приложить сотрудникам разместившегося в здании в июле 1941 года Объединённого хозяйства музеев, созданного для сохранения во время начавшейся Великой Отечественной войны произведений искусства из пригородных дворцов-музеев. В зале собора в дощатых и фанерных ящиках были сложены вывезенные из-под Ленинграда музейные ценности, а в подвалах жили научные сотрудники и хранители – из Петергофа, Павловска, Гатчины – Е.И. Лединкина, М.И. Тихомирова, А.И. Зеленова, С.Н. Балаева. «Громадное неотапливаемое здание собора зимой промерзало насквозь, а к весне отпотевало так, что вода каплями выступала на внутренних стенах и колоннах, струйками сбегала вниз, образуя на каменном полу непросыхающие лужи. В этой сырости должны были пережить войну ткани, мебель, ковры, живопись и многое другое, не переносящее влаги. Так мощные стены Исаакия, оберегавшие произведения искусства, одновременно несли в себе и угрозу их гибели. С этой угрозой обязаны были бороться музейные сотрудники». Они вскрывали ящики, распаковывали и проветривали, просушивали экспонаты, упаковывали обратно, сверяя содержание каждого ящика с имевшимися описями. Это был тяжёлый труд, обеспечивший в конечном итоге само существование пригородных музеев-заповедников. И тем страннее сегодня, когда угроза уничтожения нависла над музеем «Исаакиевский собор», молчание представителей пригородных дворцов-музеев.

В послевоенный период профиль и статус музея в Исаакиевском соборе, потребовавшем почти 20 лет на кропотливую реставрацию, были пересмотрены. С 1970 года в здании действует как самостоятельная единица государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Этот статус позволяет проводить дорогостоящие реставрационные работы на основе архивных документов с привлечением максимально широкого круга специалистов; вести научно-исследовательскую и, главное, просветительскую работу, подчёркивая в ходе обзорных и тематических экскурсий значение собора для развития архитектуры Петербурга и русского искусства в целом; обеспечивать свободный доступ для всех категорий посетителей, вне зависимости от их религиозной принадлежности, для ознакомления с подлинной жемчужиной отечественного искусства XIX столетия. Предметы и коллекции музея «Исаакиевский собор» включены в состав Музейного фонда Российской Федерации, действие федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения на такого рода имущество не распространяется.

Роль музея «Исаакиевский собор», спасшего величественное здание от гибели после краткого периода церковного («обновленческого») управления и сохраняющего его сегодня, трудно переоценить. Ликвидация музея недопустима, нечто подобное произошло прежде только в 1948 году, когда был уничтожен Государственный музей нового западного искусства, это было мрачное время сталинщины. Повторения пройденного допускать нельзя.

 О.А. Любезников,

кандидат исторических наук,

ГБУК ГМП «Исаакиевский собор»

Комментарии новости

  • foto
    Автор: Петр (11.8.2015 23:44)

    Поддерживаю, вопрос первостепенной важности — сохранность памятника для будущих поколений, Казанский собор митрополия никак не может отремонтировать. Часто вижу храмы в запущенном состоянии, путешествуя по Ленинградской области…

  • foto
    Автор: Наталья (12.8.2015 06:07)

    Статья правильная. РПЦ и так имеет уже слишком много зданий и сооружений по всей России, и не все они имеют должное содержание. Складывается ощущение, что РПЦ хочет привлечь к себе внимание не качеством веры, а количеством храмов. Скоро храмы будут в каждом дворе. Если существующие храмы-музеи будут передавать РПЦ, то они сразу же перестанут быть музеями и многим людям будет туда вход закрыт.

  • foto
    Автор: Елизавета (12.8.2015 10:18)

    Какие ненасытные! Церквей на каждом шагу! Неужели мало? Что за страсть все захватить в свои сальные руки? Что, автомобили за три миллиона не на что покупать стало?) При чем тут вообще попы? Не представляю, как можно посещать такой музей, когда там, например, идет воскресная служба, молятся люди, ходит поп с кадилом? «Извините, вы не могли бы встать в другой угол, я тут, вообще-то, хочу витражи рассмотреть!» И должны ли будут все туристы надевать платки на головы, заматывать голые коленки, чтобы не оскорблять чувства верующих? Смогут ли они разговаривать шепотом или на них будут шикать беззубые старушки? А делать фотографии на память понравившихся объектов искусства? А в большие праздники туда несчастным иностранным туристам вообще не прорваться будет, не говоря уже о том, что многие люди другого вероисповедания могут испытывать религиозный дискомфорт при «чужом» богослужении, что затруднит наслаждение объектом мирового культурного значения. Умрет музей! А таких больше нет. И точно не будет. А церкви растут как грибы и их миллионы!
    Ну а платный вход? Эти деньги идут на реставрацию и поддержания собора, в противном случае на какие деньги попы собираются это делать? Попросят у государства? То есть у граждан? А все ли согласны, что их налоговые отчисления будут идти в казну православной церкви?
    Вопросов много. Но главный — у нас, что, сейчас других проблем нет?!

  • foto
    Автор: Елена (12.8.2015 11:09)

    Если отдать памятник церковникам, то город его будет содержать за свой счет, как это происходит в Москве. А на кой нам всем: атеистам и представителям других конфессий это нужно. Но не это главное — худшего преступления, чем разгром музеев и придумать сложно. Что, обратно в средние века или в сталинщину?

  • foto
    Автор: Анатолий (12.8.2015 11:22)

    Действительно, маятник Фуко, для меня был откровением и наглядным примером.
    Но каково было мое удивление, когда я его не увидел. Был в Риме и спокойно делал фотографии в соборе Петра, и там было много верующих которые так же фотографировались, а в Питере, Был запрет, На РПЦ сегодня надо взглянуть, как на общественную организацию, без общества. На организацию радикальную и презирающую свой народ. Где деньги определяют все.

  • foto
    Автор: Анатолий (12.8.2015 12:57)

    Учащиеся школ Санкт-Петербурга лишатся возможности знакомиться с основами православной культуры.

  • foto
    Автор: Людмила (12.8.2015 16:52)

    Считаю ПРЕСТУПЛЕНИЕМ передачу в руки церковников ГОСУДАРСТВЕННОЙ собственности! Губернатор Полтавченко ЛИЧНО лоббирует интересы РПЦ в городе под влиянием своих ЛИЧНЫХ пристрастий ! Ему наплевать на интересы БОЛЬШИНСТВА вменяемых жителей СПб, города, являющегося средоточием интеллектуального потенциала страны!

  • foto
    Автор: Геннадий (12.8.2015 21:15)

    Когда наконец власть перестанет искусственно насаждать религию. Почему-то РПЦ сейчас выставляется в качестве какого-то гаранта некоей «духовности». На самом деле, роль религиозных институтов в истории скорее отрицательна.

  • foto
    Автор: Олег (13.8.2015 10:30)

    Церкви растут по всей стране (и по Питеру в частности) как грибы после хорошего дождичка. Продолжается поголовное оболванивание населения страны. Церковь уже проникла везде, где можно, во все сферы общественной жизни, и ее бурная инициатива поддерживается руководством страны. Теперь хотят у народа отобрать последнее — исторические здания и музеи, которые никогда церкви не принадлежали. А на деле, истинно верующих, соблюдающих все традиции, посты, посещающих храмы по выходным — единицы! В основном народ вспоминает о своей «вере» только в Рождество и на Пасху… Надо было нам поднимать шум еще раньше, когда передавали РПЦ Смольный собор!!! Теперь судьба исторического памятника под гигантским вопросом… я уж не говорю о концертном зале, которого просто не будет.
    Можно было бы понять еще передачу так, как это сделано в странах Европы. Там я в любой момент могу зайти в собор, посмотреть его архитектуру, убранство, пофотографировать (не мешая верующим, естественно). У нас же попробуй только вынуть фотоаппарат — заклюют со всех сторон.

  • foto
    Автор: любовь (14.8.2015 22:06)

    Более того, Казанский надо обратно отобрать, потому что запрещают рассказывать даже школьным группам о Кутузове, об Отечественной войне 1812года. Весь экскурсионный материал приходится давать на улице

  • foto
    Автор: Марина (16.8.2015 22:18)

    Согласно Конституции нашей страны церковь отделена от государства, но в последние годы наше конституционное право последовательно нарушается. Кто-нибудь знает об истинных причинах? Православная церковь давно перестала быть примером истинной духовной веры и превратилась в мертвый свод догм и правил. Отдать ей наши музеи означает умертвить символы города, живущие в сердцах Петербуржцев. Да и с каких пор церковь стала претендовать на государственную собственность?

  • foto
    Автор: Алекс (17.8.2015 02:32)

    Не поддерживаю. Валить из этой рашки надо, а то, что останется попам, то и хрен с ним.

  • foto
    Автор: Наталья (18.8.2015 07:44)

    Я думаю, церковь найдет деньги на содержание здания. Она просто раздербанит коллекцию музея и распродаст в частные руки. РПЦ всегда все прощается, и вход будет бесплатным, чтобы посмотреть на голые стены и лики святых. Но никто туда ходить не будет. А Спб потеряет большую долю туристов. Потому что многие приезжают соприкоснуться с православной культурой именно в эти соборы, а если они будут работать как церкви, то пойти смогут единицы. К тому же вокруг церквей постоЯнно много попрошаек, и неадекватных личностей, которые и за руки хватают и деньги просят с кулаками. Сама была свидетелем в церкви на станции Спортивной. И о какой безопасности туристов может идти речь. А если будут ярые фанатики, и говорить на инаковерующих, что их Вера ложная? То будет конфликт. А там и до столкновений не далеко. А те деньги, которые сейчас идут это нормально и они подотчетны. А в церкви поставят корзиночку для сбора денег и кто знает куда они пойдут??? Я верю в Бога, но не верю управленцам РПЦ.

  • foto
    Автор: забайкалец (02.9.2015 15:39)

    что-то не торопится РПЦ брать себе на баланс исторические памятники где-нибудь в глубинке, как например старейшую (ей 300 лет) из сохранившихся за Уралом кирпичную церковь в селе Калинино, в Забайкалье. http://museui.ucoz.com/index/tajny_muzhskogo_monastyrja/0-184

  • foto
    Автор: Сергей (02.9.2015 17:30)

    То, отобрано у Церкви надо ей вернуть.

  • foto
    Автор: лариса (26.1.2017 15:48)

    Сергею-читайте внимательно-наоборот-церковь желает обогатиться отобрать у народа