В Третьяковской галерее пройдет выставка «На скорости XX века»

Новости России Ваш отзыв


В Третьяковской галерее пройдет выставка "На скорости XX века"Ощутить скорость XX века можно в Третьяковской галереи на Крымском валу. Там впервые открылась персональная выставка художника Александра Лабаса под названием «На скорости XX века». На выставке представлены: живопись, графика, скульптуры и инсталляции из собраний ведущих российских музеев.

«У Лабаса глаз чуток к необычному» — так написал о художнике один критик. Ученик Кандинского, Малевича и Кузнецова всю жизнь пытался передать на неподвижном полотне скорость, полет и движение. «На скорости XX века» — первая персональная выставка художника в Третьяковской галереи. Она готовилась к 110-летию Лабаса, которое отмечалось в прошлом году. Эта выставка дала возможность показать работы художника, которые долгие годы хранились в запасниках и последний раз выставлялись 20 или даже 40 лет назад, рассказывает Ольга Бескина-Лабас, наследница авторского права художника.

«Почти 150 работ живописи и графики, многие впервые будут показаны зрителю. Какие-то выставлялись последний раз в 1976 году, какие-то в 1991 году. У этой выставки есть концепция — показать его движение. Разделы выставки называются «Едут», «Летят», «Плывут», «Город будущего», — поясняет наследница.

На холстах и графических листах — паровозы, самолеты, дирижабли, корабли, но без технических подробностей. Лабас пытался передать движение человека в пространстве, движение мысли и ощущения, которые нередко специально испытывал сам, рассказывает куратор выставки в Третьяковской галереи Любовь Пчелкина.

«Сам Лабас потерпел крушение на самолете, когда пытался пропустить через себя это состояние. Он купил билет на один из первых пассажирский рейсов Москва-Харьков. По пути туда сначала они упали в лес, а потом в воду. На обратном пути все пассажиры взяли билет на поезд и только на Лабас — на самолет», — говорит Пчелкина.

Лабас искал новые художественные приемы – «вибрирующие» цвет и свет, ракурсы, подсказанные фотографией и кино. Художник создал свой язык живописи, со свободной эскизной манерой, но невероятной монументальностью в деталях, продолжает Любовь Пчелкина.

«Начинаешь рассматривать вещь и не можешь понять, почему она так называется. Но потом замечаешь вещи, детали — обязательно где-то летящий самолетик, где-то тень на асфальте, например «, — делится Пчелкина.

Еще Лабаса очень интересовал город. Он стремился передать его жизнь и движение, изображая город, уходящий в небо этажами домов и автомобильным потоком. Или жизнь города подземного — Лабас много рисовал метро. И еще один шаг — от реального города до города будущего. Эта тема тоже очень интересовала художника. Он пытался представить, каким он будет и кто будет в нем жить. Словно в центре этого города — в центре раздела «Город будущего» 4-метровая скульптура «Электрическая Венера» из стекла, дерева и металла. Она была специально сделана художником к Сельскохозяйственной выставке в Минске в 1930 году. Тогда ее называли символом нового искусства. И специально для выставки в Третьяковской галереи «Венеру» реконструировали по нескольким сохранившимся фотографиям.

На работах Лабаса можно увидеть не только скорость века XX, но и стремительное движение времени. То, что казалось чудом почти 100 лет назад, стало чем-то привычным и обыденным.

Комментарии новости